+7 920 0043 995
Посуточная аренда квартир в Дивееве
Нижний Новгород

История Монастырей Нижнего Новгорода

Нижегородский кремль

Нижегородский кремль

В процессе развития древни-русских монастырей всегда и всюду наблюдается один общий для всех порядок-переход ,иногда очень быстрый ,от «подвижнической пещеры или одиночной кельи –к многолюдной паразитической общине, от первоначальной аскетической нищеты-к крупному помещичьему хозяйству. Эту эволюцию прошли старые ,наиболее православные монастыри Нижегородского Поволжья –Благовещенской, Печерский, Макарьевский, Желтоводский, Макарьевский Унженский, Оранский и др.
Древнейший из нижегородских монастырей – Благовещенский –ровесник Нижнему Новгороду. Но этот первый нижегородский монастырь существовал недолго :в 1229 г. при набеге на Нижний Новгород мордовского прята Пургаса, он был разрушен. Монастырь был восстановлен через 135 лет, по инициативе московского митрополита Алексея ,бывшего в Нижнем Новгороде проездом из Орды в Москву .Начатая в 1365 г. постройка каменной церкви закончилась в 1370 г.
Возобновлённая вскоре после набега Пургуса, Благовещенская слобода была отдана в собственность восстановленному Благовещенскому монастырю, так как стояла на земле ,теперь пожалованной монастырю.
В 1399 г. присурские владения Благовещенского монастыря округляются .Нижегородский боярин Сюзев дал монастырю «на помин души» ценную вотчинную пустошь селища Спасского на реке Кулюлсерме, в Курмышском уезде ,со всем –и с бортными угодьями, что к той пустоши пришло промеж Урги ,Уронги и Мухины.
Московский митрополит Алексей, восстановивший Благовещенский монастырь, также не оставил свое детище без подарка. Это не были земельные угодья или бобровые гоны ,но не менее доходная статья ,-митрополит благословил монастырь древнею иконою богородицы.
За отсутствием старых документов ,большею частью уничтоженных огромными пожарами в 1715,1722 и 1766 г., трудно установить ,какими вотчинами владел Благовещенский монастырь. От 1631 г. Благовещенскому монастырю принадлежало село Столбищи. Другой документ жалованная грамота Ивана Грозного от 23 мая 1554г-говорит ,что монастырю была пожалована деревня Стрелицкая .Этим не ограничились земельные владения монастыря в 1722 г. за монастырем числилось 4159 человек крестьян и 103 монастырских служителя из крепостных же крестьян. Оброчными крестьянами ежегодно доставлялось в монастырь 20-25 пудов масла,50-60 пудов меду ,12000 штук яиц .Кроме того ,помимо монастырских служителей ,при монастыре находились в качестве постоянных работников 12 человек ,7 огородников, 24 косца.
Благовещенский монастырь за время своего более чем пятисотлетнего существования не оставил особенно яркого следа в местной истории .Он стоял как-то в тени ,в стороне от большой жизни.

Благовещенский монастырь

Благовещенский монастырь

Второй из «православных» нижегородских монастырей –Печерский ,основан между 1328 1330 г. выходцем из Киево –Печерской лавры монахом Дионисием.
«В трех поприщах от града, при брезе Волги реки Дионис в Нижнем Новгороде ископа пещеру, идеже трудолюбиво подвизася и монастырь честен состави, зовомые Печерский монастырь»
Из вырытых в крутом волжском берегу звериных нор – душеспасительных пещер – Дионисий и первые его сотрудники по аскетическим «подвигам» скоро вышли на земную поверхность и построили монастырь. Его игуменом, а впоследствии архимандритом сделался Дионисий в течение сорока лет стоял во главе монастыря. Прошедший в Киево Печерской лавре хорошую школу монашеского смирения, аскетизма и тонкой дипломатии; молитвенник великих князей нижегородских –Констонтина Васильевича, Андрея, Дмитрия и Бориса Константиновича; близкий друг московского митрополита Алексия и знаменитого игумена Сергия Радонежского, — Дионисий сумел быстро поставить Печерский монастырь на «высокую степень». В еще недавно пещерной обители теперь было девятьсот монахов, щедрые пожертвования стекались сюда со всех сторон.
В 1378 году умирает московский митрополит Алексий и в русской церкви началось «великое замешательство». Московский великий князь Дмитрий Иванович (Донской) желал поставить своего приемника Алексия своего духовника. Духовенство, в том числе и Дионисий, было против этого назначения.
В 1385 году и закончил свою жизнь и карьеру Дионисий, впоследствии причислен К «лику СВЯТЫХ» Если бы летописец предвидел будущею канонизацию Дионисия, то, вероятно, постарался бы затушевать отрицательные черты этого святого, промолчал бы «о брани и молве» между ним и Митяем, ничего не сказал бы о карьеризме, ради которого Дионисий дал заведомо ложную клятву. Но летописец – современник видел в нем не «святого», а обыкновенного человека.
В 1371 г. Дионисий оставил свое детище –Печерский монастырь ,получив назначение на епископскую кафедру в Суздале.
Дионисий оставил после себя в Печерском монастыре хорошое наследство и хороших наследников ,которые не расточили ,а приумножили богатства обители .На протяжение своего пятисотлетнего существования Печерский монастырь проявлял не насытимую алчность и стяжательство .Владения монастыря были огромны и находились не только в собственно Нижегородском Поволжье ,но и в Суздальской земле и далеко вниз по Волге –около Самары.
Великий князь Нижегородский Дмитрий Константинович дал монастырю поле Запрудное, поле Коропово и село Юрьевское.
Борис Константинович пожаловал на помин души своего старшего брата Андрея села: Кандичи .Его сын Данил Жуковскую вотчину и села Заборье и Ушакова.
Суздальский князь Иван Иванович – села Мелекшино и Берентяево.
В 1395 г. великий князь Василий Дмитриевич дал села Рублевкое и Микулинское. В 1540 г. монастырь получил село Высокое. Монастырь располагал многочисленными и хорошо поставленными хозяйственными предприятиями –мельницами ,столярными и сапожными мастерскими .Все эти предприятия обслуживались собственными монастырскими крестьянами.
Монастырь располагал многочисленными и хорошо поставленными хозяйственными предприятиями – мельницами, гончарными, столярными, швейными и сапожными мастерскими, кожевенным заводиком, кирпичными сараями, судостроительной верфью. Все эти предприятия обслуживались преимущественно собственными монастырями крестьянами. Тысячи пудов хлеба с собственных и оброчных пашен ссыпались в монастырские закрома, тысячи пудов рыбы с бесчисленных рыбных ловлей, сотни пудов меда, бобровые меха с бобровых гонах, горы всевозможных припасов от тысяч оброчных крестьян- в монастырь.
Монастырь вел обширную торговлю, пользуясь особенною привилегией – освобождением от торговых пошлин и налогов. Монастырь округлял свои имения, скупая земли у крестьян ,не справляющих с тяжестью налогов ,или же брал земли на оброк.
У монастыря была огромная клиентура, доверявшая ему ходатайство перед « небесными»о спасении своих душ. Имена всех эти «благотворителей», а также различные степени и оттенки ходатайств перед богом за живых и умерших зафиксированы в интереснейшим документе – синодике Печерского монастыря 1552 г.
Даже стихийные бедствия, в конечном результате ,приносили не вред, а в пользу Печерскому монастырю. Летом 1597г огромным оползнем были разрушены церкви и постройки монастыря ,стоявшего тогда на верхней террасе правого берега Волги .Лета 1597г иуния 18 день, сообщает «Нижегородский Летописец»-на память святого мученика Леонтия ,в третьем часу ночи :было посещение в Нижнем –Новгороде в Печерском монастыре ,оползла гора от матерые степи ,да прошла под ту гору ,на которой монастырь стоит и с лесом ,и вышла в Волгу сажен на 50,а нигде больше .И стали на Волги бугры великие :суды ,которые стояли под монастырем на воде ,и те суды стали на берегу на сухие сажен на 20 от воды и больше. И после того, возникла гора, пошли из горы ключи великие .И храмы каменные в монастыре Вознесения господа бога и спаса нашего Иисуса Христа, да пречистые богородицы честнага славнаго ея Покрова, да святого апостола и евангелиста Ионна Богослова да великого чудотворца Николая ,страстотерпцев христовых Бориса и Глеба, да преподобного Сергия чудотворца, и святыя врата разрушило и келии, и погребы , всякие монастырские службы разрушило. Храм с трапезою Покрова пресвятая богородицы на месте из шатало и под горою храм Николая чудотворца да преподобного Евфимия Суздальского чудотворца сдвинуло сажени с две и колокольню каменную колоколы повалило.
Катастрофа не была неожиданной – за несколько дней до этого выше монастыря образовалась длинная и глубокая расселина, перекосило мост через один из оврагов ,чувствовались содрогания почвы. Поэтому монахи заблаговременно вынесли из церквей ,жилых и хозяйственных зданий все имущество, вывели скот и выбрались сами подальше от своей обители.
«Нижегородский Летописец» сообщает о найденных после оползня «нетленных мощах «какого-то старца ,признанных потом за «мощи 2 схимника Иосифа удивительно ,что монахи не использовали этот благоприятный случай для увеличения своих святынь и доходов ,а зарыли гроб в другом месте.
Катастрофе был придан характер всероссийского бедствия, на которое отовсюду откликнулись благодетели и благотворители и в первую очередь-царь Федор Иванович. Со всех сторон посыпались пожертвования ,царь за свой счет построил вместо разрушенных новые церкви .уже на новом месте, и монастырь вскоре стал гораздо богаче, чем раньше.

Печерский манастырь

Печерский манастырь

Из чужих, не нижегородских монастырей – самые крупные и доходные владения принадлежали Троицко-Сергиевской лавре. В руках Троицко-Сергиевского монастыря сосредоточился значительный соляной промысел в окрестностях Балахны, увеличились и земельные владения.
В 1539 г. троицкие монахи получили здесь пожалование от великого князя Ивана Василивича, -вернее от его матери ,правительницы Елены Глинской. В жалованной грамоте ,адресованной в Новгород –Нижней ключником нашим Микуле Бровкину да Борису Мосолову, да дворскому Матвею Протопопову и прикащики .
В том же году ,грамотой 1\Х1 великий князь иван Васильевич пожаловал «Троицкого Сергеева монастыря игумена Иоасафа с братею или кто по нем иной игумен будет, на Болахне местом дворовым да варницами трубными местом ,и кладбищем дровяным и местом в городе на двор на осадной»

В руках Троицко-Сергиевского монастыря сосредоточился значительный соляных варниц и кроме того постепенно скупал у местных промышленников варницы с оборудованием и соленосные источники : в 1583 г.-у Анны Дранишниковой «варницу ичурила с колодами и чаном «,за 20 рублей, в 1585г- промышленника Клементия Кондакова соленосный источник за 50 рублей и в 1593 г.-у Ивана Слащева .Грамотой царя Федора Ивановича от 17\1 1596 г. монастырские варницы были освобождены от налогов-«от пудовые и бадейные пошлины»
Увеличились и земельные владения Троицко-Сергиевского монастыря в Нижегородском крае. Грамотой 23\Х11 1547г царь Иван Васильевич пожаловал №в дом Живоначальной троице и чудотворцю Сергию в Нижегородском уезде, в волости Стрелище, деревню Лихорево ,что была в поместье за Коноском да за Щетиною за Хабарщиковым ,да в Стрелице ж ,за рекою за Окою ,деревни оброчные бортные и с оброками, что шло с тех деревень оброку за мою, великого князя дань,-деревню Марино,да к ней же припущена в поле в пашню роспашь вверх по Халязеве ,что была та деревня на оброце за Соромом да за Жилой за Шуменова же ,да ее сыном за Ромашком.
Жители всех этих деревень были освобождены от подсудности светскому суду во всех делах .
В 1559 г. царь Борис Годунов ,для «прославление имени чудотворцова»,добавил монастырю в том же Закудемском стану из порозжих земель пустоши Макарову и Кожину.
Монастырь был освобожден от взимания с его промысловых операций таможенных пошлин в Нижнем Новгороде.
В истории Нижегородского Поволжья монастыри, бесспорно ,сыграли крупную роль. Монастыри были крупными феодальными собственниками и проводил последовательную реакционно-крепостническую политику.
Но вместе с тем мы должны отметить и другую роль монастырей в истории. Они были пионерами посвящения и на протяжении столетий – единственными распространителями грамотности на Руси .не являясь непосредственным органом государственной власти ,монастыри ,однако ,косвенным образом помогали разрешению больших политических задач Московского государства .Они заселяли многочисленные ,жалованные им. пустоши и селища, создавали около своих стен новые селения ,нередко разраставшиеся в значительные слободы и города ,и таким образом были деятелями агентами колонизации и освоения необжитых земель. В этом заключается положительная сторона деятельности монастыря.