+7 920 0043 995
Посуточная аренда квартир в Дивееве
История разрушение храмов

История разрушение храмов

Дивеево

Дивеево

1 июля 1927 года на секретном заседании президиума Арзамаского уездного комитета принимается следующее решение: Присутствовали :т.т.Легконравов, Наумов ,Трусов .Слушали : О положении Дивеевского и Панетаевского монастырей.Постановили :Принимая во внимания невыполнение договоров на использование зданий , растаскивание имущества и развивающееся половничество ,предложить заведующему Узеиуправления тов.Самсонову передать дела в суд для срочного расторжения договоров.
Очередным порядком развивались события и в Саровском монастыре ,в котором пока продолжали проживать 145 человек братии, то есть в уменьшенном составе , чем раньше .1 августа по новому стилю 1926 года – вдень памяти преподобного Серафима Саровского в Сарове проходили торжественные богослужения .Отмечено большое скопление народа –до 1011 тысяч человек. Представителей духовенства было около 80 человек из Ленинграда , Москвы Костромы , Тулы ,Самары , Саратова , Тамбова , и др
.Позднию литургию служили 40 видных священников ,среди которых архиепископ Зиновий Тамбовский и епископ Серафим Дмитриевский .Были паломники , которые из Киева пришли пешком.
В течение лета в пустыне побывало 30 епископов. Среди половников был бывший генерал – адмирал из- под Москвы .Отмечалось , что численность паломников в это лето было более многочисленная , чем предыдущие.
В декабре месяце 1926 года , как повествуется исследователями , начальником Пензенского ОГПУ Тарашкевичем во Францию ВКП при Пензенском Губисполкоме с копией Пензенскому Губкому ВКП с грифом направляется докладная записка , объясняющая ситуацию , выявленную в Саровском монастыре. В записке указывалось , что Саров представляет собой небольшой , но хорошо оборудованный городок – крепость , состоящий из большого числа каменных хозяйственных построек и 8 церквей .Количество монахов – около 160 человек .Проживают в монастырских кельях , внося ежемесячную плату в 250 рублей и еще сдают в наем помещения .
Далее о докладной записке указывается , что Саровский монастырь имеет свои особенности , и они выражаются в наличии мощей Серафима Саровского и мест , связанных с его именем .Все памятники используются монахами в целях извлечения выгоды с паломников .Кроме продажи святого масла и воды , монастырь занимается распространением антисоветской литературы , что при большом наплыве паломников становится центром антисоветской деятельности .
Вследствие большой удаленности Саровского монастыря от Центров Советской власти и, как следствие , не подконтрольности ,Пензенский ГО ОГПУ встал перед необходимостью полной и срочной ликвидации Сарова. Для этого следует сам монастырь закрыть .Религиозную общину ликвидировать .В случае ходатайства со стороны общины о предоставлении храма –предоставить один храм , не более.
Мощи Серафима Саровского, настаивается в записке , и прочие предметы , созданные в память его , изъять и передать в музей «Безбожников».Все постройки , разбросаны по лесу и служащие как памятники Серафима Саровского, ликвидировать через продажу их с торгов .
В заключение губотдел Пензенского ОГПУ в записке настаивает решение этого вопроса не откладывать далее января 1927 года .4 марта Пензенский губком своим постановлением решает «монастырь срочно ликвидировать «.24 марта комиссия по проведению в жизнь Декрета об отделении церкви от государства при ЦК ВКП окончательно делает вывод : МОНАСТЫРЬ ЗАКРЫТЬ .28 марта утверждается состав комиссии , отправляющийся в Саров .ЕЕ возглавляет член бюро Пензенского губкома партии , он же глава Пензенского ОГПУ И. В. Тарашкевич.
5 апреля 1927 года в храме Живоносного источника комиссия вскрывает мощи преподобного Серафима .Их, как установлено исследователями , вывезли в Москву . Они оказались в антирелигиозном музее.Так была перевернута последняя страница в истории православного монастыря Саровской мпустыни , вся деятельность которого неотрывно увязывалась с деятельностью Серафимо- Дивеевской обители .Во взаимоувязке обе обители и закрылись .
После прекращения монастыря в Сарове его здания перешли в ведение различных организаций , которые одна за другой меняли друг друга.Ризница и библиотека оказались разграбленными.
Непросто сложилась и судьба братии: некоторые были арестованы и сосланы , другие вели полунелегальный образ жизни .
Известно, что иеромонах Маркеллин в первый раз подвергся аресту а 1926 году .В начале 1930 года он вместе с иеромонахом Гедоном находился в ссылке в Казахстане .Подвергались арестам . ссылкам и другие монахи .В 1928 года в Сарове организуется детская колония .К началу 1929 года сюда было завезено около трех с половиной тысяч беспризорников .В 1930году Саров узкоколейной железной дорогой соединяется со станцией Шатки , через которую прлегала ширококолейная железная дорога .потом следовали другие изменения.
Схимонахиня Серафима (Булгакова)вспоминает , что мощи преподобного Серафима увозили через Кременки в большой тайне .Закрытие же Саровского монастыря пришлось на четвертую неднлю поста 1927 года .
Непросто сложилась и судьба братии: некоторые были арестованы и сосланы , другие вели полунелегальный образ жизни .
Известно, что иеромонах Маркеллин в первый раз подвергся аресту а 1926 году .В начале 1930 года он вместе с иеромонахом Гедоном находился в ссылке в Казахстане .Подвергались арестам . ссылкам и другие монахи .В 1928 года в Сарове организуется детская колония .К началу 1929 года сюда было завезено около трех с половиной тысяч беспризорников .В 1930году Саров узкоколейной железной дорогой соединяется со станцией Шатки , через которую прлегала ширококолейная железная дорога .потом следовали другие изменения.
Схимонахиня Серафима (Булгакова)вспоминает , что мощи преподобного Серафима увозили через Кременки в большой тайне .Закрытие же Саровского монастыря пришлось на четвертую неднлю поста 1927 года .
21 сентября 1927 года в Дивеево по вопросу ликвидации монастыря прибывает уполномоченный Арзамасского уездного исполнительного комитета Андреев. Игуменье Александре объявляется . что народным судом восьмого участка Арзамаского уезда от 20 сентября приняло решение о выселении из монастыря монашествующих. Срок выселения судом установлен –семь дней .

На Воздвижение 27 сентября 1927 года , в домовой церкви Богадельни обители состоялась последняя служба – всенощная и обедня . На другой день все сестры прощались . покидая обитель . Некоторые поселились в Дивееве ,Вертьянове и окрестных селах. Они ежедневно ходили в Казанскую церковь .При закрытии были арестованы игуменья Александра ,протоиерей о.Иоанн Смирнов ,другие священнослужители .Их увезли в Арзамас .Потом аресту подвергались и многие сестры.