+7 920 0043 995
Посуточная аренда квартир в Дивееве
Нижний Новгород

Святой преподобный Серафим Саровский

Серафим Саровский

Серафим Саровский

Имя преподобного отца Серафима, Саровского чудотворца, принадлежит к самым дорогим, самым светлым именам из сонма русских святых. Глубокую любовь и благоговение испытывали и испытывают к батюшке Серафиму православные люди.
«Кода задумываешься над лучезарным его образом, не знаешь чему больше удивляться: то ли его бесконечной любви к русскому народу; его ли живой, горячей действенной вере; его ли великой детской чистоте, его кротости, чрезвычайной силе его подвигов, точно он, один человек, соединил в себе духовное силы,необходимые для подвига многих людей;той ли глубокой смиренности, какая была в нем при жизни и которая обнаруживается теперь при его загробных явлениях и чудесах. Одно чувствуешь всем существом своим: неизмеримо, невыразимо велик этот человек. Радуешься зародную землю, что она способна выставлять таких детей,таких молитвенников за себя перед Божьими престолом»!

«В службе церковной часто поминают вместе»преподобных Сергия Радонежского и Серафима Саровского — Всея Руси чудотворцев» , и иконы их храмах чаще всего рядом или напротив друг друга — «лицом к лицу «. Преподобный Серафим не основывал монастырей, не имел множество учеников, создававших иные монастыри, не ходил по Руси, увешивая князей объединится и налагая на них иногда строгие церковные кары, не благословлял полков русских на битвы — как делал преподобный Сергий.  В чем же «равенство»великого игумена земли Русской и простого иеромонаха, всю жизнь проведшего в отделенном монастыре? Не в чем оном оно,как только в благодати Божией, невидимо и обильно изливаемой на «всякого человека, грядущего в мир» (Ин. 1,9) но лишь немногих приносящей обильные видимые плоды — «одно во сто крат, а другое в шестьдесят, иное же в тридцать» (Мф. 13,8)».
Прохор Мошнин,  будущий Серафим Саровский,родился 19 июля 1759 года в семье состоятельных родителей, принадлежавших к именитому купеческому роду города Курска. Отец его Исидор и мать Агафья были почитаемые за благотворительность, благочестие и усердие к храмам Божиим.
Решающим обстоятельством, сформировавшим духовный мир юного Прохора, было совершавшееся на его глазах сооружение собора во имя Казанской иконы Божией Материи преподобного Сергия Радонежского,которые создавали его родители. Все младенчество отрочество и юность преподобного прошли, таким образом, среди хлопот, связанных со стройкой, воспринимавшийся при тогдашней отношении к религии как великое священное деяние семьи Мошниных.
В 1775 году Прохор вместе с пятью товарищами отправляется в качестве паломника к киевским святыням. Там он встречает старца — затворника Досифея, который своим благословением подкрепляет его намерения принять постриг в Саровской пустыни. Названная обитель была выбрана не случайно. Они издавна считались»своей» для Курска, ибо о ней часто говорили в городе, много знали о жизни ее подвижников — курян их родственников.
Помимо Благословения, Прохор получил следующие напутствие: «Старайся стяжать непрестанную память о Боге через непрестанное призывание имени Божия. В этом да будет все твое внимание и обучение; ходя и сидя, делай и в церкви стоя, везде на всяком месте, входя и исходя, сие непрестанное волнение да будет в устах и сердце твоем; с ним найдешь покой, приобретешь чистоту духовную и телесную и вселится в тебя Дух Святой».
В 19 лет Прохор оставляет отчий дом, семью и уходит с согласием матери(отец к тому времени уже умер )в Саровскую пустынь, где проходит обычный путь монашеских послушание. В 1786 году состоялось пострижение Прохора в монахи под именем Серафима, взятым по его собственному выбору. В следующем году он становится иеродиаконом, а в 1793 году рукополагается в сан иеромонаха.
На протяжение всей своей жизни в Саровской пустони Серофим стремился не занимать никаких административных должностей, а по тому неоднократно отказывался от избрания на пост настоятеля. Со временем он вообще устронился от участия в делах обители , уединившийсь в лесу («пустыни»), а затем в монастырском «затворе»Всего преподобный провел в обители до своей кончины 1 января 1833 года около 55 лет.
Как из приведенных Фактов, внешняя сторона жизни Серафима Саровского не была богата обилием ярких событий, перемен и каких — то зримых материальных достижений. Это дало повод некоторым автором статей о нем подчеркивать: «Его современниками были Державин и Пушкин, Карамзин и Жуковский».
Однако неординарная внутренния жизнь преподобного старца, следование им практики многовекового аскетического опыта православного Востока способствовало чрезвычайно быстрому его продвижению по ступеням духовного совершенства. К концу жизни он приобрел дар прозрения, дар утешения и исцеления, дар благодатного врачевания души и тела. Преподобный Серафим, как отмечал архиепископ Черниговский Фелорет,в конце XVIII — чале XIX века был»самым великим подвижником благочестия последних времен». Поэтому с полным правом можно сказать и обратное: Державин и Пушкин, Карамзин и Жуковский были современниками Серафима Саровского».
К сожалению, систему духовной практики великого старца приходится восстанавливать на основании того. что преподобный Серафим сам нашел нужным открыть людям в поучениях, наставлениях и беседах, или того, что случайно стало достоянием мирян и иноков.
Первые годы пребывания в монастыре ,как известно ,у каждого вновь поступившего туда являются особым периодом .Добровольное послушание предполагает не только формальное выполнение тех или иных поручаемых обязанностей ,но и огромный внутренний труд над отречением от собственной воли и от действий по собственному выбору .Путь аскетизма , постоянная борьба с искушениями приводят послушника к состоянию ,которое дает ему возможность в будущем очистить душу от мирских страстей и погрузиться в мир безмолвия для спасения и достижения небесного блаженства в потусторонней жизни.
Ведь не секрет для верующего ,что тело человека подобно зажженной свече .И если воск должен сгореть ,то тело –умереть .В то же время душа наша бессмертна ,и поэтому предпочтения ей следует отдавать больше ,нежели телу. А то ,что не наше ,что временное и преходящее ,особо жалеть не следует.
Шестнадцать лет жизни преподобный Серафим провел в монастыре вместе с братией .Саровская обитель ,основанная в начале XVIII века ,была в то время в цветущем состоянии .В ней находились подвижники старцы ,достигшие заметных успехов на стезе духовного совершенства .Под их руководством и делал преподобный свои первые шаги в монашестве.
Серафим много размышлял ,читая и перечитывая Библию .Он знакомился с творениями святых отцов по древнему правилу ,а также приходившими в пустынь переводами творений Паисия Величковского , Исаака Ссирианина .Особенную любовь и почтение отец Серафим питал к тем церковным деятелям ,которые были ревнителями Православной веры Христовой .
Почерпнутые мысли из духовного предания христианской церкви и примеры поведения святых в различных ситуациях он стремился использовать в своей повседневной монашеской практике.
П его разумению ,люди должны быть снисходительны к собственной душе в ее немощах и несовершенствах и терпеть эти недостатки ,как терпим недостатки других Надо не лениться ,побуждать себя к лучшему .Со временем у молодого подвижника появляется сильное желание к уединению .Подобно Сергию Радонежскому он селится среди дремучего леса в небольшой келии .Пятнадцать лет Серафим Саровский проводит в этой пустыни ,где питается сухим хлебом и овощами ,которые сам выращивал.
Пищи он употреблял столько ,чтобы тело ,укрепляясь ,было другом душе в совершении добродетели ,»а иначе душа слабеет» .Особенно преподобный заботился о теле в болезненном состоянии или при усиленных физических трудах .В этих случаях он рекомендовал умеренный сон ,пищу и питье .Пост у него заключался не в том ,чтобы есть редко ,а в том ,чтобы есть мало.
Став отшельником ,преподобный начинает совершать подвиги монашеского благочестия ,упражнения духа и тела.
Серафим Саровский не устрашился повторить подвиг Симеона Столпника ,который в течение 47 лет пробыл на столпе .Правда ,вместо столпа отец Серафим избрал два камня .Малый ,расположенный внутри келии ,использовался подвижником для молитвы с утра до вечера .Большой ,находившийся на полпути от жилища к обители ,служил тем же целям ,но только по ночам .С воздетыми к небу преподобный находился на камне до тех пор ,пока телесные немощи не одолевали его духовной бодрости .Подобным образом он провел тысячу дней и столько же ночей .По ночам комары и прочий лесной гнус тучами вились около него ,впиваясь в тело ,но Серафим не замечал их укусов .
Три года преподобный провел в молчании ,чтобы как можно больше углубиться в себя .Он совершенно ни с кем не разговаривал и ,если встречал кого-либо в лесу ,то падал на землю ,и лежал простертым до тех пор ,пока человек не уходил от него .По мнению Серафима ,достижение безмолвия есть крест ,на котором человек должен себя распять со всеми своими страстями и похотью .По этому поводу он вспоминал следующее сравнение преподобного Варсонофия.
«Доколе корабль находится в море,он боится бед, скорбей и ветров, а если достигает мирного пристанища, то укрывается в тиши. Также и монах. Пока он общается с людьми. он должен ожидать скорбей, бед и мысленных ветров, а когда попадает в мысленное безмолвие, боятся ему нечего».
После долгих лет пустынножительства у преподобного Серафима возникает  стремление уйти в полный затвор. В 1810 году он возвращается в монастырь и закрывается на пять лет в своей келий и чтобы никто не мешал его уединению.
В 1815 году преподобный ослабил затвор и начал принимать в келии людей, желавших его увидеть. Сердечная отзывчивость к человеческому горю, готовность каждого утешить, прозорливость и ласка влекли к нему народ со своими нуждами, скорбями, болезнями. Никакая докучливая беседа не утомляла его, несмотря на бесчисленное множество приходивших к нему за советом и благословением посетителей. Никого он не укорял выговорами, ни накого не взлогал бремени вины, какими бы грехами пришелец ни был обременен. В его взгляде и речах сквозили доброта, любовь и смиренномудрие. И в то же время незнакомцу трудно было поверить, до кокой степени он был строг к самому себе.
В 1825 году отец Серафим окончательно выходит из затвора и строит себе новую келию близ источника на берегу реки Саровы. Таким образом, преподобный повторил»подвиги, какие совершили только великие отцы: он был пустынником, затворником, молчальником».
Саровская пустынька при отце Серофиме стало неофициальным центром религиозной жизни России, которая после его кончины переместилась в Оптину пустынь. Объяснение причин последовавших перемен (» оскудения пустынножительства») было им как бы предвосхищено в ответе на вопрос некоего благочестивого брата:
- Почему мы, батюшка, не имеем такой строгой жизни,какую вели древние подвижники?
- Оттого, что не имеем  к тому решимости.
Преподобный учил других не только словом, но и дело. » Учить других так же легко, как нашего собора бросить на землю камешки, — говорил Серафим Саровский, — а проходить делом то, чему учишь, все равно, как бы самому носить камешки наверх собора».
Серафимом Саровским были составлены письменные наставления, в которых он изложил основные свои духовные возрения, правила, поучения: О Боге, О вере, О надежде,О любви к Богу, О страхе Божеском, Об отречение от мира,О безмолвии, О внимание к самому себе, О попечение о душе,О свете Христовом, О слезах, О покаяние, О посте, О хранениисердца, О многословие, О распознание действий сердечных, О болезнях,О милостыне, О помыслах и плотских движениях, О терпение и смирение, О должностях и любви к ближнему.
Жаль, что система духовных и практических наставлений великого старца, являвшегося представителем аскетических школ православного Востока, мало привлекла еще к себе внимание исследователей. Даже беглого знакомства с дошедших до нас наследием Серафима Саровского показывает, что накопленный в течение веков указанными направлениями опыт по стяжению Духа Святого выглядит в интерпретации преподобного не менее, если не более эффективным, чем традиции аскетических школ, существующих в других мировых религиях.
Своеобразие и простота этого учения отразились в рекомендациях , данных юному Прохору монахом Досифеем. Киевский затворник рекомендовал для избрания от нежелательных мыслей и слов ,приводящих к неблаговидным поступкам ,повторять в любом месте (в церкви и вне ее),при любом положении тела и в любое время суток имя Бога. Что Серафим Саровский позднее и делал ,находясь в монастыре ,калии ,лесу ,пустыни ,в молчании, столпничестве и затворе ,что он наставлял делать и всех ,обращавшихся к нему за советом.
Произнося вслух или про себя краткую Иисусову молитву (Господи Иисусе Христе Сыне Божий ,помилуй мя грешного ),человек тем самым вытесняет из своего сознания злость ,гнев ,ярость и другие пороки человеческой души; освободившееся место заполняют правда ,честность ,спокойствие и чистота. Серафим Саровский знал и дату и обстоятельства своей смерти.
По свидетельству монахов Саровской обители ,за несколько дней до смерти ,почувствовав близость последнего часа ,преподобный Серафим сам избрал и отмерил для могилы место с южной стороны соборного алтаря напротив своей монастырской келии.
Задолго до своей кончины он говорил саровским монахам и дивеевским сестрам :»…Когда я умру ,кончина моя откроется пожаром «.Так и случилось.
Тело преподобного было положено в сделанный его руками дубовый гроб и погребено по правую сторону от соборного алтаря на указанном им месте.
На протяжении последних лет своей жизни отец Серафим исцелял сотни ,тысячи больных ,обращавшихся к нему за помощью. В течение семнадцати лет со дня его кончины православные русские и люди во множестве приходили «с верой в предстательство его перед Господом к могиле его и по молитве получали чудесное исцеление от разных болезней телесных и душевных»
В 1902 году Комиссией Святейшего Синода было обследовано свыше ста случаев чудесных исцелений ,полученных на могиле отца Серафима ,в водах его источника ,от трав , росших на канавке Мельничной обители и т. д.
21 января 1903 года Святейший Синод подписал доклад о канонизации преподобного Серафима ,Саровского чудотворца ,об открытии его мощей.
Доклад своей подписью скрепил российский император Николай 2 ,который принял решение лично вместе со своей семьей участвовать в торжествах по этому поводу летом 1903 года.
Царский поезд из Арзамаса в Саров проследовал через Ореховец – Глухова – Павлова – Кременки. По всему пути во время проезда Высокой особы по обеим сторонам дороги шпалерами стояли празднично одеты местные жители, паломники — богомольцы. Люди кланялись императору, членам его семьи, знатной свите. Царь и сопровождавшие его также клали поклоны на право и налево.
Во второй половине дня 17 июля 1903 года на границе Нижегородской и Тамбовской епархии состоялась встреча с царем представителей Саровского монастыря, местных властей. Потом царь со свитой проследовали непосредственно в Саров. Здесь к торжествам все было приготовлено заранее.
Дубовый гроб с останками преподобного Серафима был вынут из могилы 3 июля. По совершению панихиды он был перенесен в больничный Зосимо – Савватиевский храм. Здесь святые останки в алтаре перекладываются в гроб кипарисовый, а дубовый возвращается в могилу, который закапывается. На ней устанавливается памятник. Останки в кипарисовом гробу, вложенном в новый дубовый саркофаг, находился в храме до момента перенесения их на вечное местопребывание – в Успенский собор. Доступа в храм не было.
Перенесение мощей в Успенский собор состоялось вечером 18 июля 1903 года с крестным ходом при огромном стечении народа. Носилки с гробом, в котором находились святые мощи преподобного Серафима, несли император Николай II,великие князья отцы архимандриты, митрополит Петербургский Антоний, архиерей. В сборе гроб поставили на особое возвышение. Митрополит Санкт – Петербургский Антоний открыл гроб кличем. Архимандриты сняли крышку и унесли ее в алтарь. По прочтении Евангелия к мощам начался доступ. Церковная служба в соборе и других местах монастыря продолжался до двух часов ночи.
19 июля 1903 года кипарисовый гроб со святыми мощами помещаются в раку. Беспрерывно идут идут торжественные богослужения. Святые останки упокоиваются в Успенском соборе, казалось, навсегда. День 19 июля (1 августа по новому стилю)с того времени Русская Православная церковь отмечает как праздник –Обретение Мощей Преподобного Серафима , Чудотворца Саровского.
По окончании торжеств Николай 2 с императрицей и со свитой утром 20 июля 1903 года выехал из Сарова в Санкт –Петербург с остановкой в Дивееве.
В 1990 году в запасниках Музея религии и атеизма в Ленинграде были обнаружены мощи Преподобного Серафима .11 января 1991 года в Казанском соборе Санкт –Петербурга состоялось второе обретение мощей Серафима Саровского .Местом их упокоения был определен Троицкий собор Серафимо -Дивеевского монастыря .мощи были выставлены в Александро-Невской лавре ,а затем с 7 февраля по 23 июля того же года –в Богоявленском соборе Москвы .Прощальный крестный ход по улицам столицы совершался при огромном стечении народа .Столичный крестный ход сопровождал мощи Преподобного от Богоявленского патриаршего собора до храма святого Никиты Мученика. Далее отбытие в Богородск ,где Святейший Патриарх Алексий 2 совершил молебен ,а затем без перерыва-всенощное бдение .Отъезд из Богородска в Орехово-Зуево ,Владимирская земля , Нижний Новгород ,Арзамас.30 июля 1991 года –прибытие в Дивеево святых мощей угодника Божия Серафима.
1 августа 1991 года состоялось всенародное прославление преподобного Серафима.
На Монастырской площади совершается Божественная литургия . В со служении Святейшего Патриарха Алексия 2 двенадцать иерархов многочисленные клирики .Потом молебен и крестный ход .Богомольцы прощаются с мощами святого .Раку вносят внутрь Троицкого собора и ставят в величавую сень ,изготовленную мастерами Свято-Данилова монастыря .»Когда меня не станет , ходите ко мне на гробик … Как с живым со мной говорите ,и я всегда для вас жив буду».
Ежегодно Серафима –Дивеевский монастырь посещают тысячи паломников – богомольцев.
Вот почему всегда было присуще русскому православному человеку совершать благочестивые паломничества по святым местам.
… А как нужно сейчас душе,мятущейся и обуреваемой житейской и часто бессмысленной суетой,хоть иногда иметь возможность остановиться возле источника безмолвия ,тишины и мира душевного.
Да , в этих местах соединяется таинственно Церковь земная ,воинствующая ,и Церковь Небесная, торжествующая , и высота святости великих подвижников не принижает наше греховное не достоинство ,но преображает и просвещает нашу душу ,омывая ее слезами покаяния и изумления перед глубиною подвигов святых ,которых ничто не возмогло «разлучите отъ любве Божия»
Тысячи и тысячи православных и верующих со всего мира приходят в Троицкий собор к мощам великого старца ,повторяя вслед за поколениями своих предков : «Отче Серафим ,моли Бога о нас».