+7 920 0043 995
Посуточная аренда квартир в Дивееве
Нижний Новгород

Святыни Земли Нижегородской

de6b88d587407462003c5c5f68ad8aa8

В юбилейный год Нижегородского ополчения 1611 — 1612 годов появилась публикаций , воскрешающих те далекие , но дорогие для нас — россиян — исторические события . Масштабные фигуры Кузьмы Минина («Издыхающей России ожевитель» ,- как образно публикаций, воскрешающих те далекие , но дорогие для нас — россиян — исторические события . Масштабные фигуры Кузьмы Минина («Издыхающей России оживитель» ,- как образно и метко заслонили величием своего подвига других сподвижников,также посильную лепту в Нижегородское освободительное движение.Историки и литераторы ,ведя речь о смутном времени, отдавали предпочтение героям или ,наоборот , (исходя из политических и исторических воззрений авторов )исключительно деятельности народных масс . И как — то вскользь (даже в дореволюционное время )говорилось о другой важной силе Нижегородского ополчения — Православной церкви и ее представителях .
Не стоит забывать , что служители духовенства в решающие для судьб нашего народа и Родины дни поднимались до высочайшего осознания своей предначертанности и ответственностс и перед Русской землей . Надо помнить что с амвоном храмов раздавались не только проповеди , звавшие к смирению и покорности , но и набатом разносилось окрест призывы к отпору «лютым агорянам «или «безбожным латинянам «.
К плеяде таких выдающихся подвижников и спасителей » Третьего Рима «принадлежит и протопоп главного нижегородского Спасо — Преоброженкого собора Савва Ефимьев . эта личность по праву должна знать место возле Кузьмы Минина , так как священнослужитель своими проникновенными словами поднял нижегородцев , вдохновил и благословил их на патриотический и ратный подвиг во имя спасения Отечества.
Еще дореволюционный исследователь профессор С.Ф. Платонов сетовал , что «о жизни протопопа Саввы нам известно очень мало » , сообщив отрывочные о нем сведения .
По предположению историка,Савва Ефимьева перешёл в Спасо — Преоброженский собор около 1604 года из одной из древних нижегородских церквей — церкви во имя Козьмы и Демьяна (свв. Космы и Дамиана ),основной еще в XV .Ее остатки -колокольня — были снесены вначале 50 — годов 20 века.
По всей видимости , священнослужитель являлся состоятельным человеком : содержал лавки , имел сеноконый пожни (луга ) . Сохранилась выписка из документа 1585 г., в которой говорилось , что священник церкви Косьма и Демьяна Савва Ефимович свою купленную девку немецкого полона выдал замуж за некого Ондрея Михайлова сына Прокофьева .
Савва был назначен протопопом , и от своего предшественника новому настоятелю отошел двор » с огородом и садом » .
По церковной иерархией и правилам ,протопоп в огороде занимал должность высокую , руководя черным и белым духовенством .Протопоп — высший духовный сан , до которого мог дослужиться приходской священник .
В дошедший до нас жалованой грамоте 1606 г . царя Василия Шуйского предписаволось всем игуменам монастырей Нижнего Новгорода ,»попам всего города «слушать протопопа Савву «по воскресениям к молебнам и по праздникам к церкви приходить » .Ослушников протопоп мог наказать денежным штрафом ( » впервые по гривне » ), а более строптивых при помощи воеводских приставов «сажать и в тюрьму на неделю » .
В некоторых случаях на протопопа , наравне с воеводой , возлагалось обязанность собирать подати и нести ответственность за порядок в городе . Таким образом , воевода делил власть с протопопом . Любопытно , что словом » власти » XVII столетии называли владык ,архиепископов .
Из среды Нижегородского духовенства по равенству протопопом мог стать только Феодосий, архимадрид главного нижегородского Печорского монастыря . И недаром их имена оказываются рядом в некоторых дошедших до нас документах , связанных с Нижегородским ополчением .
Савве Ефимьеву , к началу образования его, было не менее 50 лет . Литературно — исторические памятники , как известно , свидетельствуют , что мининские увещевания «помчь Московскому государству «начались » в земской избе » , в которой по делам службы он часто «обретавшися «. Нижегородцы с сочувствием внимали речам избранного ими старосты .
Знаменитый историк И. Е. Забелин вот что говорит о характере нижегородцев : » Этот умный , торговый , промышленный народ , умевший всякому делу дать счет и меру ;народ самостоятелен , как сама Волга , на которой он жил и по которой хозяйничал своими промыслами ; народ , который во всю смутную эпоху ни разу не поколебался ни в какую сторону ,…этот народ , который по своей окраине , во все смутные времена был самым живым победителем на подвиг ко всякому доброму делу «.Вот этот — то посадский , свободолюбивый народ нижегородский , во имя спасения Родины и Церкви , решил пожертвовать собой .
Существовавшие в то время , по всей видимости , совет из представителей всех слов горожан Нижнего Новгорода , прислушался к настойчиво раздававшимся требованиям посадского люда. На историческом совете на воеводском дворе » нижегородские власти совет учиниша «.
Согласно » Ельнинскому хронографу «, на нем присутствовали архимандрит Печорского монастыря Феодосий , протопоп Савва » с братиею «, иные церковные служители , дворяне и дети боярские , головы и старосты , » от них же и Кузьма Минин «. Примечательно , что хронограф на первое место в совете помещает власть духовную , а потом уже административную и военную.
По преданию на том совете была заслушана одна из патриотических грамот — воззвание архимандрита Троицкого — Сергиевского монастыря Дионисия. Здесь — же Кузьма Минин рассказал о видение ему «Святой Сергий явился мне сегодня ночью и провел возбудить уснувших…».
Совет решил собрать на следующий день Нижегородцев Спасо — Преображенском Соборе , зачитать Троицкую грамоту и призвать народ к освобождению столицы .
И когда утром ударили в великий колокол «у Всемилостивого Спаса»все удивились , так ка не воскресный был день . Народ стал собираться в Кремле , где находился храм Одни ожидали и заранее радовались желанной вести о «избавление от Литовских и Польских людей «, другие же «большия гибели чая».
Началась служба. После Литургия «восходит Савва протопоп перед «святыми воротами» и обращается к молящимся со следующими словами:
«Православные христиане! Господа братия! Горе нам! Пришли дни конечной гибели нашей. Пропадает наше Московское государство!Гибнет и вера православная . Горе нам! лютое обстояние Польские и Литовские люди в нечестивом совете между собой умыслили разорить Московское государство , искоренить истинную веру Христову и водворить латинскую многопрелесную ересь . Как нам не плакать ?Горе и нам, и женам , и детям нашим . Еретики разорили достославный богохранимый град царствующий Москву и передал всеядному огню чад ей . Что нам делать ? Не утвердится ли нам на единении и не постоять ли за чистоту и непорочную веру Христову и за святую соборную церковь Богородицы Ея честнаго Успения и за многоцелебные мощи московских чудотворцев . А вот , православные христиане , и грамота из Троицкого — Сергиева монастыря от архимандрита Дионисия с братью».
Нижегородцы слушали речь протопопа и Троицкую грамоту со слезами на глазах . Коленопреклоненно отслужили молебен , прося у Бога победу христианам .
По расчетам истории П. Г. Любомиров , Троицкая грамота могла быть получена в Нижнем Новгороде 7 — 9 октября 1611 года . Но — с ней во всяком случае нельзя начинать историю ополчения » , делает вывод исследователь. В то же время он не оспаривает и не подвергает сомнению речь протопопа Саввы Ефимова . Тем самым как бы подтверждается его роль в зарождении Нижегородского движения .
Н. И. Костомаров придерживался такой же историко — хронологической последовательности : совет нижегородцев , выступление Саввы в Соборе ,речь Минина после этого около храма .
Другой же известный историк С. Ф. Платонов утверждает: «Он (Савва — Ю. Г. )стоит в числе всей массы нижегородцев , его речью начинается официальная история Нижегородской рати , его благословение и молитвы осеняют самое возникновение подвига и встречают Д . М . Пожарского в Нижегородском Соборе «.Он же определил роль Саввы Ефимьева как одного из «заводчиков «ополчения, которые на правовых выразителя высших слоев нижегородского общества , принимал участия » в обсуждение его руководящего плана».
Несомненно, что Минин и Савва сумели в полной мере использовать и направить должным образом энтузиазм нижегородцев . Речь протопопа была важным мобилизующим элементом , подготовившим земляков к осознанию их роли в борьбе с захватчиками .
Не будет вдаваться в спор и выяснилось всю предысторию такого сложного вопроса , как возникновение ополчения .В данном случае Савва Ефимович важен для нас как выдающиеся ( не легендарная , а историческая)личность, своей общественной ролью способствовавшая освободительному движению нижегородцев .
Это подтверждается проследующими весьма достоверными документами. В частности, в декабре 1611 года Савва Ефимьев входил в Нижегородское посольство , отправленное Мининым и Пожарским в Казань . На воеводу Ив.  Биркина протопопа Савву Ефимьева была возложена задача собрать там ратных людей и привести их на помощь ополчению.

Находился ли при походе Нижегородского ополчения протопоп , сведения нет . Во всяком случае , из дошедших до нас грамот , касающихся общих дел » всея земли «, его имя отсутствует , как впрочем и других представителей духовенства. П. Г. Любомиров в ополчение было связано лишь со слухами экстраординарными. По всей видимости, историк подразумевает такие из них, как выступление протопопа перед нижегородцами, призыв архимандрита Феодосия возглавить князем Пожарским ополчение, и наконец, участие Саввы Ефимова в избрании Михаила Романова.
Среди подписавшихся под грамотой «Об избрание на Российский престол царем и самодержцем Михаила Федоровича Романа — Юрьевых стоит имя: Из Нижнего Новгорода выборной, Спасский протопоп Савва».
После этого мы видим протопопа в числе выехавших их Москвы на встречу Михаилу Федоровичу — «его царские очи видети» .
Заслуги Саввы Ефимовича были отменены молодым царем , и он как и Кузьма Минин ,был пожалован » государевым дворовым местом «около нижегородского Спасо — Преображенского собора. Михаил Федорович отличил отличил этим среди нижегородцев только их двоих . это ли не подтверждение величия подвига и заслуг перед Отечеством двух знаменитых нижегородцев .
Последующие сведения о Савве Ефимьеве, к сожалению, отывочные . В документе » Нижегородского пасада после пожара » за 1618 год на оборотной стороне росписи сделала подпись: «К сим расписным речам Спасский протопоп Савва в детей своих духовных место руку приложил » .Известно что у него было двое сыновей -Василий и Игнат .
«Радением» протопопа было написано известное Евангелие, относящиеся к началу XVII столетия. НЕ известный талантливый художник украсил книгу изящными орнаментами , заголовками и миниатюрами. Одиннадцать из них были опубликованы в юбилейном сборнике Нижегородской губернской ученой архивной комиссии, посвященном и в 1622 году, о чем свидетельствует один из дошедших до нас документов
Имя протопопа Саввы Ефимова , несмотря на упорное и долгое замалчивание имя протопопа Саввы Ефимьева, несмотря на упорное и долгое замалчивания советскими историками его роли и значения в освободительно — спасительной миссии нижегородцев , не останется забытым потомками . Прав был русский историк С. Ф. Платонов , отмечавший , что в блеске «великого народного гения » и в его бессмертных лучах всего виднее для нас три нижегородских имени: «сирота государев » — посадский человек Минин, «слуга государев » — стольник князь Пожарский и » государев богомолец » — протопоп Савва.

1